Русский English

О проекте


Рисуем суд — это сайт и серия выставок. На сайт можно загружать свои судебные зарисовки, с политических и имеющих гражданское значение судебных процессов.

Здесь мы вместе создаем достоверный образ современного суда и уверены, что судебные рисунки помогают понять суть дела, увидеть воочию коррумпированных или послушных властям судей и прокуроров, донести до широкой аудитории информацию о происходящем в постсоветских судебных системах.

История проекта

Первый «Рисуем суд» был организован в 2009 году группой поддержки Михаила Ходорковского в форме конкурса судебных рисунков 2-го процесса Ходорковского-Лебедева. Приз, поездка в Нью-Йорк, привлекла в зал суда десятки художников. Злата Понировская была менеджером конкурса, а Виктория Ломаско одним из участников. Познакомившись на конкурсе, мы решили, что проект необходимо расширять – без конкурсов и призов, но с художниками-активистами. Необходимым казалось привлекать внимание общественности не только к судам над медийными фигурами, но и над «рядовыми» заключенными. Мы начали звать художников на суды и рассказали об этом в СМИ и социальных сетях.

Первая часть выставки «Рисуем суд – 2» открылась в Кирове. Она была приурочена к приговору Алексею Навальному, продюсером выступил Марат Гельман. СМИ проигнорировали рисунки с политических процессов «рядовых» узников, событие было представлено в жанре развлекательного заголовка: «Гельман посвятил выставку Навальному». Нам же хотелось говорить о политзаключенных без медиа-иерархий.

Цели проекта

Привлечение внимания к процессам

Формат, когда каждый художник может добавить на наш сайт процесс и свои рисунки с него, подразумевает, что мы не делаем различия между узниками определенных политических взглядов.

С нашей точки зрения политический процесс — это преследование за убеждения. На сайте risuemsud.ru можно увидеть те процессы, которые художники активисты считают политическими и их определение политического может отличаться от нашего. Например, в «Рисуем суд – 2» есть рисунки с процесса антифашиста, анархиста Алексея Гаскарова и рисунки с процесса националиста Даниила Константинова.

Массовый зритель не интересуется судебными репортажами, если обвиняемые не самые известные персонажи. Удачные судебные рисунки могут перенести зрителя в атмосферу судебного зала, эмоционально зацепить и заинтересовать историей. Есть мнение, что распространение фото и видео сделало репортажное рисование ненужным, исключение – случаи, когда фото- и видео-съемка запрещены, как бывает во время судебных заседаний. Судебные рисунки это разновидность репортажного рисования, они не просто замещают фотографию, в них художник показывает свое отношение к событиям, дает свою оценку происходящему. Часто в репортажные рисунки гармонично включены записи: реплики участников событий, фрагменты стенограммы суда, авторский комментарий.

Создание архива судебных рисунков

Вторая цель проекта – собрать общий архив судебных рисунков с современных процессов и сделать его доступным для всех желающих.

Существует ли российская традиция судебного рисунка? Известно, что в дореволюционный период художники рисовали на суде над Менахемом Менделем Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве, и на процессе первомартовцев. Исторический суд над народовольцами рисовали сразу несколько человек: врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Константин Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Из советского периода известны рисунки Кукрыниксов, Бориса Ефимова и Николая Жукова с Нюрнбергского процесса в Германии. С судов, которые проходили внутри страны, нашлись только зарисовки художника Б. Владимирского с процесса «Агентов французского империализма и «ТОРГПРОМА», сделанные для газеты «Правды» в 1930 году.
Мы обращались к нескольким специалистам по графике и истории, искали в библиотеках и в сети, но выйти на архивы российских судебных рисунков или на публикации, объединяющие и анализирующие опыт отечественной судебной графики, не удалось. В странах с англосаксонской и романо-германской правовыми системами архивы судебной графики сохранились лучше.

Об экспозиции выставки в Международном Мемориале

На выставке «Рисуем суд – 2» представлены рисунки с общественно значимых судов, которые проходили на протяжении последних лет в России, Украине и Белоруссии. Мы делали акцент на политических процессах.

Экспозиция разделена на две части, которые мы условно назвали «агитационной» и «исторической». В большом зале вы увидите плакаты-принты и судебные рисунки в поддержку тех, кто находится в заключении. В фокусе — процесс над «Узниками 6 мая».

В «исторической» части собраны оригиналы с процессов, в которых обвиняемые уже освободились. Эти рисунки, потеряв свое агитационное значение не стали менее важными. Они – знаки нашей эпохи политических судов, и доказательства того, что суд в современной России зачастую не инстанция правосудия, а карательный орган.

Кураторы Виктория Ломаско, Злата Понировская

История жанра

У судебных художников всегда было много работы: сначала за отсутствием фотографии, потом за недозволенностью ее в залах судебных заседаний, а потом — просто потому, что рисунки из зала суда нередко говорят больше, чем фотографии. Сейчас расцвет жанра миновал — спад начался после того, как в конце 1970-х суд во Флориде постановил, что в американских залах суда допустима фотосъемка. Однако и по сей день суд зачастую не готов рискнуть превращением процесса в реалити-шоу, и фоторепортеры допускаются в залы заседаний не всегда. Порой судебный художник работает в паре с судебным репортером, который выбирает, какую сцену художнику надлежит изобразить, но «желтого» репортерства в судебном рисунке практически не бывает — профессия не та. Очень деликатная работа. Легко понять, почему она предпочтительнее судебной фотографии.

Судебные художники пользуются разной техникой — от карандашных набросков до акварели. И с точки зрения жанров судебный рисунок тоже разнообразен — от портретов до бытовых сцен. Судебную живопись и судебное рисование объединяют не техники и жанровые нюансы, а обстоятельства рисования и определенным образом устроенный глаз, способный уловить и запечатлеть мимолетное.

Историю судебного рисунка можно, пожалуй, отсчитывать с Оноре Домье и его серии литографий «Служители правосудия» (1835—1848).


Оноре Домье Оноре Домье Оноре Домье

дело БейлисаВ России (потом в СССР, потом опять в России) художников начали допускать к работе в судах в середине XIX века. На процессе по делу первомартовцев в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Константин Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса.

Знаменитая картина маслом «Конец. Последние часы в ставке Гитлера» Кукрыниксов и их графическая серия «Обвинение» (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе) создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали на суде над нацистскими преступниками. Рисовал нюрнбергских фигурантов и карикатурист Борис Ефимов («Нюрнбергская серия»).


Кукрыниксы

В США своими судебными рисунками известны десятки крупных художников.

Американский художник-иллюстратор Лео Хершфилд (1904—1979) работал на процессах «Чикагской семерки», обвиненной в заговоре с целью мятежа; «Хэррисбёргской семерки» и «Гейнсвиллской восьмерки», выступавших против войны во Вьетнаме. Он рисовал на судебных заседаниях по делам педиатра и правозащитника Бенджамина Спока; Уильяма Кэлли, приговоренного к каторге за бойню во вьетнамской деревне Милай; Клея Шоу — единственного обвиняемого по делу об убийстве президента Джона Ф. Кеннеди; Джека Руби, обвиненного в убийстве Ли Харви Освальда; Артура Бремера, которого судили за покушение на убийство кандидата в президенты Джорджа Уоллеса; Джеймса Эрла Рея, убийцы Мартина Лютера Кинга-мл., и др.

Известный художник комиксов Дик Рокуэлл (1920—2006) рисовал на процессах по делам леворадикальной партизанской организации Weather Underground и Black Liberation Army.

Журналистка и художница Розали Риц (1923—2008) рисовала на процессах Патти Хёрст, примкнувшей к леворадикальной организации «Симбионистская армия освобождения»; на процессе Сирхана Сирхана, убийцы сенатора Роберта Ф. Кеннеди; на суде по делу Чарли Мэнсона, лидера коммуны, ответственной за убийство актрисы Шэрон Тейт, и на процессе «черных пантер» — Анджелы Дэвис и Хьюи П. Ньютона. Вместе с Розали Риц Чарли Мэнсона, Патти Хёрст и Сирхана Сирхана рисовал Билл Линьянте.

Полетт Фрэнкл работает в суде по сей день; помимо прочих, она изображала процесс по делу об убийстве владельца казино Теда Биниона, суд над американским юристом и правозащитником Дж. Тони Серра и над Элли Неслер, убившей педофила, угрожавшего ее шестилетнему сыну.


Полетт Фрэнкл

В 2005 году на Международной художественной ярмарке “Арт Moсквa 2005” на стенде галереи “Ковчег” состоялась выставка художника Павла Шевелева «Рисунки по делу» — зарисовки из Мещанского суда, где рассматривалось дело Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Когда в интервью «Новой газете» художника спросили, что показалось ему в этой работе наиболее интересным, Шевелев ответил: «Наиболее интересным было то, что в Москве 50 тысяч художников, но ни одному не пришло в голову рисовать этот процесс. И пять миллионов людей, которые сюда не заходят».

Вверх

Партнеры


   




 




 

    Sergey Kuznetsov Content Group   

Вверх

Вход
Логин
Пароль
Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите свой логин, и мы вышлем вам новый пароль на электронный адрес, указанный вами при регистрации.
Логин (Ваш e-mail)